fomasovetnik (fomasovetnik) wrote,
fomasovetnik
fomasovetnik

Categories:

Прощалъная 7:40

Оригинал взят у olgina67 в Прощалъная 7:40

Выгрузилась я, значит, в раздумьях, на остановке Казино. Нет, не от избытка финансовых средств и отсутствия идей по их вбрасывание на ветер. С идеями у меня все как раз в порядке. Ну да ладно. Выгрузилась. Время шло к полудню, солнышко нещадно дарило свое тепло изголодавшимся и стремительно настигало каждого, пытающегося улизнуть в тени. Лето.

Раз такое дело, решила дойти до здания казино и глянуть на изнанку хотя бы снаружи (парадный вход видела сотни раз, мимо него ж не проедешъ.

Закоулками досеменила.
 
Казино Венеции — игорное заведение в Венеции, занимающее исторический дворец Вендраминов (Ка Вендрамин Калерджи)

В этом примечательном своей архитектурой здании останавливались многие выдающиеся люди, и именно здесь умер великий композитор Рихард Вагнер. Сегодня в Палаццо размещаются казино «Casino di Venezia» и Музей Вагнера.
С 1959-го года в нем размещается прославленное «Casino di Venezia», а в 1995-м году был открыт Музей Вагнера, посвященный памяти композитора, скончавшегося здесь от сердечного приступа. В музее хранится коллекция редких документов, написанных Вагнером писем, картин, записей и музыкальных нот.
 
Казино, открытое в 1946 году, претендует на продолжение традиций Ридотто — первого в Европе игорного заведения, которое заработало в 1638 году в левом крыле церкви Сан-Моизе и стало прообразом европейских казино.
Ка’ Вендрамин Калерджи был спроектирован в конце 15-го века архитектором Мауро Кодусси, автором церкви Сан Дзаккария и других религиозных строений и частных резиденций Венеции. Строительство дворца началось в 1481-м году и завершилось уже после смерти Кодусси в 1509-м году. Просторное трехэтажное Палаццо стоит на самом на берегу Гранд-канала – попасть в него можно прямо из гондолы. Красота и элегантность фасада с его классическими колоннами выделяют здание среди других строений. Две пары высоких французских дверей разделены колонной с арками и окном в виде трилистника. Роскошные картины, скульптуры и архитектурные детали украшают интерьер Палаццо. Над декорациями сводов многих комнат работал барочный художник Маттиа Бортолони. <......>

Неподалеку - стенды кандидатов  президенты. Мне одной они напомнили мишени в тире? Очень правильное у итальянцев отношение к политике.

Немного петляю по закоулкам (но уже с включенным навигатором, времени в запасе не так много и тратить его на бродилки жалъ).

Окрестности говорят о том, что - пришла.

Не смогла пройти мимо чудесного дома - в других частях города такое не встречалось Умеют же некоторые устраиваться.

В последний раз глянем на навигатор - сверим часы. Можно расслабиться и закуритъ.

При одном только упоминании названия Венеции у каждого из нас в памяти всплывают с детства знакомые образы: венецианский карнавал, улицы-каналы с неспешно плывущими по ним гондолами, великолепный Дворец дожей, величественный собор Сан-Марко, построенный в честь евангелиста Марка – покровителя города. Мы вспоминаем имена венецианцев, оставивших неизгладимый след в мировой истории: это Марко Поло, Джакомо Казанова, Антонио Вивальди, Рафаэль Санти и Карло Гоцци… Но эта Венеция – лишь одна сторона медали, только один город. А их, как минимум, два.

Второй – это город Леона из Модены и шекспировского Шейлока, окруженный высокой каменной стеной, с запирающимися на ночь воротами, ведущими в ту, другую, Венецию. Город, где из-за нехватки территории уже в XVII веке высились девятиэтажные дома – «венецианские небоскребы», в которых многодетным еврейским семьям приходилось тесниться в крошечных комнатках-клетушках с низенькими потолками. Оттуда нельзя было выходить в дни христианских праздников, а в остальное время всякий выходящий должен был иметь отличительный знак на одежде: мужчинам полагался желтый круг, нашитый на левое плечо (позже – желтые шляпы), а женщинам – желтый шарф. Это Гетто, один из самых интересных и живописных районов современной Венеции.

Для начала обратимся к истории. Венецианское поселение возникло в начале VII века, через два столетия после падения Римской империи, и со временем превратилось в островную республику – небольшое, но могущественное морское государство. Географическое положение Венеции обеспечивало ей относительную безопасность извне, а отсутствие крупных землевладельцев укрепило внутреннюю стабильность. Постепенно венецианцы завязали торговые отношения с другими средиземноморскими городами и государствами, развитие этих отношений привело к богатству и процветанию Венеции.

Веселая толпа - это вход в еврейский музей. Естественно я туда ринулась. Оставалось полчаса до экскурсии по семи синагогам (билет - за отдельные деньги) и я решила бегло осмотреть совсем крошечный по сравнению с  - музейчик.

Как и в осталъных все начинается с книжной лавки - кошерного кафе-магазина сувениров в одном флаконе. Но там собиралась группа на экскурсию, а я пошла гулять по музею. Фотографировать запрещено. Как будто меня это останавливало когда.

Первые еврейские семьи появились в городе каналов в XIII веке, прибыв туда не из Эрец Исроэл и Александрии, и не в качестве рабов, а как переселенцы из разных уголков Европы. Было много купцов, приехавших в Италию из немецких ганзейских городов или с Ближнего Востока. Поток иммигрантов всё увеличивался, и в 1382 году венецианский Сенат заключил официальный договор с еврейской общиной, разрешив евреям проживать в городе в течение трех лет. По окончании установленного срока они должны были покинуть Венецию, но договор был продлен на десять лет. Когда же и этот срок истек, евреев из Венеции изгнали.

На протяжении всего XV века евреев то звали в Венецию, то изгоняли оттуда. Сенат руководствовался при этом не симпатией или неприязнью к ним, а причинами вполне материального свойства. Когда экономическое положение Венецианской республики ухудшалось, евреев охотно принимали – при непременном условии, что они откроют ссудные кассы, предоставляющие под установленный Сенатом процент мелкие займы горожанам. В таком качестве евреи были полезны вдвойне: они помогали Сенату выходить из финансового кризиса и отвлекали на себя гнев бедняков, прибегавших к их услугам. Когда же положение Республики улучшалось, евреям приказывали ее покинуть. Единственным исключением из этого правила были еврейские врачи, которые благодаря своему искусству в Средние века ценились выше их коллег-христиан.
 
Уже с середины XIV века евреи просили Сенат выделить им землю, на которой они могли бы жить постоянно. Свои просьбы они подкрепляли немалыми деньгами, но раз за разом получали отказ. Наконец, в начале XVI века значительной группе евреев дано было разрешение поселиться в Венеции бессрочно. Как раз тогда Папа Римский Лев X повелел изгнать евреев из итальянских городов, а венецианцы предложили компромиссный вариант: 29 марта 1516 года был провозглашен указ правительства Светлейшей республики, в котором говорилось: «Иудеи должны селиться все вместе в домах Двора, что находится в гетто возле Сан-Джироламо, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост должны быть построены двое ворот, которые будут охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».
Венецианское Гетто окружено каналами и связано с остальной Венецией тремя мостами, которые вечером закрывались воротами. Евреям, за исключением врачей, было запрещено покидать Гетто ночью, охрану ворот и окружающих каналов несла христианская стража. Со временем евреям было разрешено покидать Гетто в специальных головных уборах и со знаками отличия жёлтого цвета. Запрет на профессии для евреев не распространялся на мануфактуру, ростовщичество и медицину. Также евреям запрещалось иметь недвижимость. Поскольку евреям не разрешалось заниматься изобразительными искусствами, синагоги в Гетто проектировались христианскими архитекторами.

Надо сказать, что, отдавая евреям в их полное распоряжение целый квартал, власти Венецианской республики оказывали им большую милость – ведь всё, что происходило на этой территории, не подпадало под юрисдикцию христианских властей. Поэтому первоначально право жить в Гетто предоставлялось только избранным – ашкеназским евреям и переселенцам из иудейских общин других итальянских городов. Так появился символ еврейской жизни, просуществовавший в Европе более четырех сотен лет: гетто.
 
Итак, слово «гетто» появилось в Италии, но этимология его до конца не ясна. На этот счет существует много разных мнений: может быть, это латинская форма слова «гет», что в переводе с иврита означает «развод», или производное от итальянского borghetto – «маленький квартал». Общепринятое толкование гласит, что слово происходит от староитальянского gheta, «литейный цех», так как венецианское Гетто располагалось вблизи такого цеха.

От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от иудейской, сейчас ничего не осталось – лишь внушительного размера отверстия для петель в каменных стенах. А вот жилые дома сохранились по сей день, и это дает нам возможность слегка приподнять завесу времени и заглянуть в мир прошлого. Несмотря на ветхость и обшарпанные стены, дома выглядят не так уж мрачно. Это показывает, как много могли сделать евреи даже в неблагоприятных условиях. Большинство улиц Гетто выглядят как узкие темные щели, дома снаружи совершенно не похожи на великолепные сооружения, поныне стоящие в районах Сан-Марко или Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы не привлекать внимания и не вызывать зависти христиан, которые могли заглянуть в этот район. Однако, войдя в дом, обнаруживаешь другой мир – мир красоты и хорошего вкуса. В Гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома; здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего совета искали даже итальянские епископы. В XVI веке Венеция стала признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие книгопечатание и б-гословие. А занятия в музыкальных и танцевальных школах, находящихся в Гетто, охотно посещали многие добропорядочные христиане из соседних кварталов. Живя в Гетто, венецианские евреи чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в Европе, огражденные и от проявлений религиозного фанатизма, и от произвола властей.
 
Но, конечно, за всё приходилось платить, и цена зачастую была очень высока: евреев обложили большими налогами, они не имели права заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. Им разрешались лишь торговля подержанными вещами, занятие медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены христианам: ведь ростовщик торгует тем, что принадлежит только Б-гу, – временем. Даже деньги, залог благополучия, в Гетто воспринимались по-другому. Богатство – а среди жителей Гетто встречались довольно обеспеченные люди – не давало еврею права переселиться в другой район или, например, купить ремесленную мастерскую; оно предоставляло лишь некоторые привилегии в самом сообществе. Если возвращавшийся вечером домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали, невзирая на уровень достатка. А во время знаменитых венецианских карнавалов одним из традиционных развлечений были «еврейские бега»: из иудейской среды выбирали самых толстых, чтобы они, полуголые, бегали наперегонки, веселя христиан. Нередко при этом бегуны получали в спину гнилым помидором, а то и камнем…

Увеличивающаяся численность евреев в Гетто привела к постройке высоких зданий до 8 этажей, т. н. венецианских небоскребов. В 1541 году к району добавилось Старое Гетто (итал. Ghetto Vecchio), а в 1633 году Новейшее Гетто (итал. Ghetto Novissimo). К этому времени еврейское население Венеции превышало 5000 человек и состояло из двух общин: ашкеназской и сефардской. Впоследствии в гетто существовали 5 синагог для различных еврейских общин.
Венецианское Гетто сегодня – это три небольших острова, разделенных каналами: Гетто Веккьо (Старое Гетто), Гетто Нуово (Новое Гетто) и Гетто Нуовиссимо (Новейшее Гетто). Однако на названия в данном случае полагаться не приходится: первым появилось в 1509-м и получило официальный статус еврейского квартала в 1516 году как раз Новое Гетто. Гетто Веккьо было заселено лишь в конце XVI века, когда в первом районе уже не оставалось места: на территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали уже две тысячи человек. «Старым» Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте более старого литейного цеха. В Гетто Веккьо селились в первую очередь выходцы из Азии и с Пиренейского полуострова, которым раньше приходилось селиться за чертой города, на материке. В 1630 году, когда община уже насчитывала пять тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей – Новейшее Гетто. Здесь дома были гораздо просторнее, встречались даже настоящие дворцы-палаццо.

Сегодня еврейская община Венеции насчитывает несколько сот человек, но в самом Гетто – несмотря на то что район остается центром жизни общины – живут всего пять семей. Необитаемые кварталы с пустыми глазницами оконных и дверных проемов оставляют незабываемое впечатление. Впрочем, с приходом в Венецию Хабада, семь лет назад, в Гетто появились ешивы, где теперь учатся несколько десятков еврейских юношей, ежегодно приезжающих сюда со всего мира.
Поскольку жители Гетто были выходцами из разных стран – Германии, Испании, Франции, – каждое этническое сообщество на свои средства строило собственную синагогу. В результате на крошечной территории размером в несколько кварталов было построено пять синагог, или «скуол» – «землячеств», две из которых размещаются в Гетто Веккьо и три – в Гетто Нуово.
</span> в Венеции, проживает, по разным данным, от 150 до 300 иудеев.</span>
 
Если вы выйдете на площадь Гетто Нуово, вы обязательно посмотрите налево – туда, где расположена «Скуола Гранде Тедеска», или Большая Немецкая синагога, построенная, как это явствует из названия, выходцами из Германии, чьи предки были в числе первых еврейских переселенцев, появившихся в Венеции. Она была возведена в 1528 году и, наряду с расположенной чуть дальше Кантональной синагогой («Скуола Кантон»), появившейся спустя три года, является одной из самых старых синагог на территории Европы. Здесь же находится и Итальянская синагога («Скуола Итальяна»). Две из трех «скуол» Нового Гетто – «Скуола Кантон» и «Скуола Итальяна» – сегодня закрыты, посетить их можно лишь с экскурсией от Музея еврейской истории, расположенного по соседству, за отдельную плату в восемь с половиной евро. В Немецкой синагоге нашлось также место для небольшого Музея еврейской общины, где можно взглянуть на старинные изделия мастеров Гетто: футляры для Торы и украшавшие их кетер-торы и римоним, серебряные указки для чтения Торы, ханукии и светильники. Но и синагога тедеска на верхнем этаже музея - исключителъно с экскурсией.
 
Скуола Левантина, или «зимняя синагога», меньше, зато богато украшена деревянными скульптурами.Особенно поражает красотой великолепный престол (bimah) работы великого скульптора Андреа брустолона (около 1650 г.). В резных лестницах и колоннах, украшенных растительным орнаментом, переплелись традиции еврейского и венецианского искусства.

А зимняя синагога потому, что на единственная, в которой возможно отопление. Синагоги все - действующие. За попытку фотографировать меня чуть было не выгнали.

Скуола Спаньола (Scuola Spagnola), другая, поменьше, — Скуола Левантина (Scuola Levantina). Обе синагоги являются старейшими в Европе. Скуола Спаньола называют также «летней синагогой». Она была построена в XVI в. испанскими евреями <.........>

Внутри синагога красиво украшена в чисто венецианском стиле.

Рядом со входом в музей - магазин еврейского мурманского стекла. Оплата наличными - скидка в 40%, оплата кредиткой - всего в 15%.

В XVIII веке, когда евреев в Венеции снова начали притеснять, население Гетто стало сокращаться – многие его обитатели переезжали кто во Францию, кто в Америку. В 1797 году верный принципам Французской революции генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещения евреев по городу и отменил статус венецианского Гетто как резервации, а евреи получили все гражданские права наравне с христианами. Тогда ворота Гетто были торжественно сожжены в знак освобождения иудеев от притеснений – и с тех пор Гетто практически опустело. Правда, после второй мировой войны немногие уцелевшие еврейские семьи вернулись в те места, где когда-то жили поколения их предков.

Итак, термин «гетто» родился в Италии, и, начиная с 1562 г., им начали называть изолированные еврейские поселения в городах христианских стран. С этого года слово «гетто» стало официальным термином, употреблявшимся в папских буллах и антиеврейских законах.

Пора обратиться к «литейной стороне» столь зловещего термина. В многочисленных литературных источника абсолютно ясно только одно: все литейки, вокруг которых возникали гетто в Венеции, были брошенными и когда-то в них отливали пушки. Если учесть время и место, когда и где они функционировали, то можно предположить с высокой степенью вероятности, что это были бронзовые изделия. И, по всей вероятности, в венецианских гетто трудились отличные литейщики. Из исторических документов известно следующее. В XIII-XIV вв. Венеция, Византия, Генуя и Флоренция славились своими литыми изделиями. В 1474 г. русский царь Иван III дал наказ своему послу в Венеции С. Толбузину пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейное производство. Этот наказ был выполнен блестяще. Посол в том же году привез с собой мастера Аристотеля Фиораванти. В 1478 г. Фиорованти построил в Москве пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба». Позднее он возвел на реке Неглинке новый завод – «Пушечный двор».

В связи с упомянутыми выше различными аспектами возникновения гетто в Европе нельзя не обратить внимания на следующее. В течение всего XV в. шла активная миграция евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Большая их часть осела тогда в Османской Империи. Среди прибывших было множество ремесленников. Именно они привезли в Турцию порох и высокое искусство литья. Вот как оценил роль прибывших евреев султан Турции Баязет: «Вы считаете Фердинанда (испанский король; В. С.) умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». К этому можно добавить, что в XVI в. в руках евреев была вся дипломатия Османской империи. <........>

До настоящего времени в Гетто сохранилась каменная плита (при входе с Фондамента ди Каннареджо), на которой разъясняется наказание, которому будет подвергнут крестившийся еврей, продолжающий тайно соблюдать иудейские обряды. На территории Гетто находится монумент жертвам Холокоста работы Арбита Блатаса, Еврейский музей, две действующие синагоги, кошерный ресторан и еврейская библиотека, один из средневековых банков Banco Rosso.

"..В гетто, на площади Джетто Нуово она отыскала мемориальную доску с именами своих погибших соплеменников.
И сразу заплакала.
Человек, чуждый всякому сантименту, она всегда легко и сладостно плакала над судьбой своего народа. Привыкла к этому своему — как считала — генному рефлексу, всегда ощущала упрямую принадлежность, смиренно несла в себе признаки рода и, со свойственной ее народу мнительностью, внимательно вслушивалась в себя, в ревнивый ток неугасимой крови... Сейчас же плакала легко и вдохновенно потому еще, что наткнулась на свою фамилию, достаточно, впрочем, распространенную, в правильном, первоначальном ее написании — Лурия. Франческо Фульвио Лурия, неизвестная, обрубленная веточка разветвленного по странам могучего древнего клана... Наверняка родственник, у них в роду тоже тянулась ниточка имени Вульф. И их с Антошей дед, известный нейрохирург, тот самый, что после смерти молодой жены взял в дом простую русскую женщину, Риту, — и он носил имя Вульф... И если б у тебя был сын... Господи, что ж тут плакать, когда все-все скоро станет понятно, когда совсем скоро ты станешь для всех них своей... "

"Площадь — даже посреди этой тотальной венецианской обшарпанности — выглядела особенно убогой, запущенной и, несмотря на развешенное кое-где под окнами белье, — брошенной людьми... На первом этаже одного из домов она увидела вывеску пиццерии и подошла поближе.
На дверях прикноплен лист бумаги, на котором крупными буквами написано на иврите: "Мы рады тебя обслуживать до тех пор, пока ты уважаешь нас, это место и наши законы... " Дина Рубина Высокая вода венецианцев
 
Евреи появились в Венеции в начале XII века и селились в основном на острове Джудекка. Они прибыли из разных городов Европы. В основном это были купцы, прибывшие в Италию из ганзейских городов или с Ближнего Востока. Впервые евреи упоминаются в документах сената Венеции (945 и 992 гг.), запрещавших судам, приходившим с Востока и направлявшимся на Восток, брать на борт евреев. Самые первые переселенцы заняли небольшой клочек суши на острове Лидо. Самые старые захоронения на острове Лидо существуют до наших дней. С монограммами, с причудливыми знаками, пришедшие к нам из толщи веков. Кладбище содержится в идеальном порядке, среди редких деревьев и кустарников.

В Гетто Веккьо работают Большая Испанская («Скуола Гранде Спаньола») и Левантийская («Скуола Левантина») синагоги, построенные соответственно в 1660 и 1638 годах по проекту известного архитектора Балтасаре Лонгены, автора одного из чудес Венеции – церкви Санта-Мария делла Салюте. В свое время Испанская синагога стала первым архитектурным украшением района, затмив собою всё, что было построено ранее. Да и сейчас она привлекает взгляды туристов, оказавшихся в Старом Гетто. Ее роскошный интерьер, выдержанный в красных и золотых тонах, с великолепной резьбой по темному дереву, считается одним из красивейших в Италии. <.......>

Кстати, Большая Испанская – самая крупная венецианская синагога, построена по заказу испанских беженцев. Поскольку евреям в Венеции было запрещено использовать мрамор, то в интерьере преобладает деревянная резьба, а потолки расписаны по эскизам архитектора Бальдассара Лонгено.

Самая большая венецианская синагога, построенная испанскими беженцами и марранами, спокойно-элегантна в своем красном облачении, контрастирующем с белой лепниной на стенах и темными деревянными скамьями. Известно, что евреям было запрещено использовать мрамор, и поэтому в интерьере преобладает деревянная резьба, а потолки украшены известным венецианским архитектором Бальдассаром Лонгеной.<.......>

В этой синагоге на скамьях - таблички с именами. Вернее - с фамилиями. Так вот фамилии за многие сотни лет - все те же, не изменились. Члены все тех же семей приходят сюда и рассаживаются согласно купленным предками билетам

Культовый американский модельер Диана фон Фюрстенберг, изобретательница знаменитого платья-«халата», приступает к работе над новым проектом в Италии. К модной индустрии, впрочем, он не имеет никакого отношения. Вместе с крупным инвестором в сфере недвижимости Джозефом Ситтом Диана займется реконструкцией территории старинного еврейского гетто в Венеции.
 
На проект уже выделено 12 млн долларов. Инициаторам окажет содействие ЮНЕСКО, объявившее в 1987 году Венецию объектом всемирного культурного наследия

А я ходила, задрав голову, и пальцем отсчитывала этажи. 6-7. Порядок. Сошлось.
XVII век стал эпохой расцвета венецианского еврейства. В городе жили многие выдающиеся еврейские интеллектуалы, среди них филолог-гебраист Элияху Бохер-Левита, раввин и философ Леоне да Модена, поэт Симоне Луццатто, писательница Сара Суллам.

Кошерный ресторан в гетто один, но зато, говорят, - пальчики оближешь. Но это уже на следующий визит, мне пора.

План реконструкции предусматривает восстановление обветшалых зданий и скульптурных сооружений, строительство художественной галереи и восстановление движения плавательных средств в этом районе. Завершить работы предполагается к 2016 году, когда будет отмечаться 500-летие венецианского гетто. «Мы надеемся, что с богатейшим прошлым еврейского квартала Венеции смогут познакомиться будущие поколения», — делится ожиданиями Диана фон Фюрстенберг. <.......>

Возле канала почему-то и солнце ярче и небо голубее. Или показалосъ?

А теперъ - вперед к вокзалу , не мешкая. Хотя, на то, чтобы испить кофе, времени хватит. Тем более, что хозяева обещают халявный WI FI  надо же поделиться фотографиями с народом.

Никто не может построить ничего, похожего на Венецию. Только Бог и величайшее достижение человечества, приблизившее его к Богу, поскольку без Него оно не могло бы создать таких чудес, должно быть сохранено для живущих.
Французский философ Симона Ваилъ

Tags: Италия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments